— Как педагог и преподаватель вуза, я решительно против любых оценок, включая оценки за поведение. Более того, я выступаю за полную отмену балльной системы в школах и университетах. Оценки становятся главной травмой для детей и студентов, формируя отвращение к учёбе. Мы уже наблюдаем не первое поколение, которое не получает полноценного образования, потому что смысл обучения подменяется погоней за баллами. Реальная цель — развитие личности — остаётся в тени, ведь её невозможно измерить цифрами в журнале.
— История знает множество примеров, когда «троечники» добивались большего успеха в жизни, чем отличники. Оценки часто искажают реальные способности человека. Что же касается оценки за поведение, то она неизбежно превратится в инструмент субъективного отношения учителя к ученику. Кто-то «не так посмотрел», «бегал на перемене» или «смотрел в окно» — эти формальные поводы станут поводом для снижения баллов. Это нанесёт удар по психике ребёнка: дома его будут ругать, в школе — публично стыдить. Авторы законопроекта предлагают ввести «дневник социального поведения», который, по их мнению, научит школьников вежливости, умению работать в команде и слушать других. Однако оценки здесь не помогут — нужны продуманные педагогические методики. К сожалению, современная школа и вузы почти не занимаются социализацией, так как вся энергия уходит на формальные критерии успеваемости.
— Как преподаватель, я убеждён: оценки — наименее важная часть учебного процесса. Они лишь фиксируют результат, но не помогают в развитии. Если бы от меня зависело, я бы оставил оценки только для внутреннего использования педагогами — чтобы отслеживать динамику, не афишируя баллы перед учениками. Это сохранило бы мотивацию и избавило детей от стресса. Например, если студент сдал экзамен на «двойку», это в первую очередь показатель моих профессиональных пробелов, а не его неудачи. Образование должно быть ориентировано на человека, а не на систему оценивания. Вместо того чтобы множить баллы за поведение, стоит вернуться к истинной цели обучения — воспитанию думающих, творческих и эмоционально устойчивых личностей.
— Сама инициатива предполагает введение аттестационного отзыва о поведении учащихся. По сути, это будет своего рода дневник социального поведения, который якобы поможет школьникам осознать важность таких качеств, как вежливость, умение слушать и работать в команде. Однако я не совсем понимаю, каким образом оценки могут способствовать развитию этих качеств. Если вы хотите, чтобы ваши дети были вежливыми и умели работать в коллективе, необходимо разрабатывать соответствующие педагогические методы, направленные на формирование этих навыков. К сожалению, такие «потерянные» педагогические технологии сегодня практически отсутствуют. Ни школы, ни высшие учебные заведения больше не занимаются социализацией детей должным образом. Причина этого кроется в том, что все силы, внимание, вся энергия уходит на оценки.
— Оценки нужны скорее для учителя, чем для самих учеников. Педагогу стоит использовать их для отслеживания динамики развития своих подопечных, но при этом не стоит оглашать результаты перед учениками, чтобы не снизить их мотивацию и не расстроить их.