Протест по-научному

Ученые начинают выходить на митинги, протестуя против политики государства в сфере науки

Вчера российские ученые, включая академиков, вузовские преподаватели, студенты и аспиранты провели в Москве акцию протеста против политики государства в области организации и финансирования науки в нашей стране.

Участники акции протеста не преследовали политических целей, не просили для себя каких-то материальных благ. Главным лозунгом митинга стал: «Дайте ученым нормально работать!». Основные требования: дебюрократизация науки и увеличение бюджета, более эффективные и прозрачные способы финансирования, в частности тех экспертных организаций, которые отбирают для дальнейшего финансирования наиболее интересные и перспективные научные проекты.

Еще митингующие требовали изменить закон о госзакупках, который не позволяет научным коллективам расходовать даже небольшие средства, выделяемые в виде грантов. Буквально все: бумагу, реактивы и прочее — согласно этому закону необходимо закупать по тендерам, что задерживает ход исследований. Скажем, в биологии невозможно ждать химикаты, которые будут поставлены через три месяца.

Неблагополучно с финансированием и в системе среднего образования. А ведь хозяин-то один — Минобразования и науки. Характерно, что такое нездоровое положение сложилось на фоне заклинаний о «модернизации и прорыве». Как тут не сложиться ощущению, что пресловутое «Сколково» — лишь морковка, повешенная перед мордой изможденного ишака?..

Что толкнуло академиков к бунту? Возможно ли повторение таких же протестных действий в Волгоградской области? Вот мнение специалистов.

Михаил Таранцов, доктор исторических наук, депутат облдумы:

— Ситуация с наукой сложнейшая. Добиться чего-то можно только массовым выражением общественного мнения. Власть годами не слышит голос научной и педагогической общественности, не слышит тех партий, которые на всех уровнях требуют внимания к отечественной науке. Но власть боится массовых протестов. Это надо понять, как и то, что все должны поддерживать друг друга. То, что касается ученых, касается и крестьян, и рабочих. Без науки развитие России невозможно.

Лидия Нестеренко, председатель областного профсоюза работников образования:

— У нас в Волгограде похожая акция прошла в начале октября. Она была общепрофсоюзной, называлась «За достойный труд». Поводов для возмущений немало. Обещано повышение оплаты, а фонды не изменены, студентам тоже обещали повышение стипендий на 9%, но денег нет, и в сентябре повышенной стипендии не было. И все же есть надежда, что подвижки будут. Пока лучше не действовать на улицах, а договариваться в кабинетах.

Николай Болотов, председатель комиссии по науке, образованию, молодежной политике и патриотическому воспитанию Общественной палаты Волгоградской области:

— Я тоже категорически против сложившейся системы государственных закупок не только для науки, но и для бюджетных нужд вообще. Она порождает множество нарушений и не гарантирует качества. Цены, конечно, можно сбить, но качество поставляемых товаров не соответствует требованиям заказчика. Особенно это заметно на качестве питания в школах и детсадах. Но считаю, что митингами проблему не решить. У нас как? Помитинговали и разошлись. Для изменений нужны законодательные инициативы муниципального и регионального уровней, должны активно подключиться общественные организации, особенно профсоюзы, которые пока крепко спят.

Виктор Пилипенко, заведующий научно-исследовательским центром регионального развития, кандидат философских наук:

— Ситуацию с финансированием науки в стране и в регионе я прокомментирую кратко: из рук вон плохая. Но, думаю, митингами дела не поправишь. В полной мере свою позицию должны выразить структуры, которые представляют науку, например, Совет ректоров. Они же всех своих возможностей не использовали. Так что до определенной степени можно сказать, что наука сама виновата в том положении, которое власти ей отвели.

Галина Егорова, замдиректора лицея № 8 «Олимпия», депутат гордумы:

— В 2007 году, когда область была включена в федеральную программу модернизации образования, она взяла обязательство довести долю учебных расходов до 10%. До этого финансирование шло так: 93% от всех расходов на образование — зарплата, а 7 — учебные расходы (на оборудование, расходные материалы и т. д., в том числе — на исследовательскую работу учащихся). Но с тех пор мы не видели не то что 10, а и бывших 7%. Доля расходов снизилась до 2—2,5%, да и те все время перебрасывают на то, чтобы заткнуть дыры в зарплате. Представляете, в каком состоянии образование? Ответственность, по-моему, лежит на областном комитете по образованию. Как исправить дело, судить не берусь, а что касается митингов, считаю, если они не кончаются погромами, дело это хорошее, особенно при российском инфантилизме и долготерпении. Надо же воспитывать народ.

Что ж, как говорится, сколько людей, столько мнений. Настораживает только то, что все оценивают ситуацию в науке и образовании как «из рук вон». Все, кроме властей. Ну не понимают они, что необходим качественный, в разы, рост финансирования образования и науки. То есть не три или четыре процента (а судя по прогнозу бюджетному, в следующем году будет падение именно до трех), а семь-восемь процентов от ВВП. И, соответственно, рост зарплат. Где низкие зарплаты, там низкая мотивация. Ведь даже в науке нищее существование мало способствует творческому поиску. А может быть, власть не хочет это понять? Тогда кому же эта власть служит?

Когда-то президент Кеннеди сказал, что американцы проиграли русским битву за космос за школьной партой. Похоже, сейчас власть за партой, студенческой скамьей, в научной лаборатории поставила на кон судьбу России.

Написать комментарий

Комментарии (0)

Нажимая ссылку Отправить Вы подтверждаете своё согласие с Правилами форума