«Отчий край» Виталия Смирнова

Основателю первого волгоградского толстого журнала исполнилось 75 лет

Что может быть общего у журнала «Отечественные записки», выходившего в Петербурге более ста лет назад, и регионального издания на Нижней Волге?

А общее есть. Два эти журнала, разделенные временем и географией, связывает личность литературоведа и журналиста Виталия Смирнова.

Виталий Борисович Смирнов родился в Сталинграде, окончил филологический факультет Саратовского университета, работал в саратовских газетах как журналист. А основным его призванием была история русской литературы второй половины XIX века. В 1965 году молодой ученый защитил кандидатскую диссертацию «Глеб Успенский в «Отечественных записках», потом опубликовал монографию «Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин (Глеб Успенский в «Отечественных записках»). Его увлекал феномен русского толстого журнала 1860-1880-х годов как движущая сила общественно-литературного процесса.
Виталий Смирнов возглавил кафедру русской и зарубежной литературы Башкирского педагогического института. В этот период в Уфе у него вышла книга «Н.А. Некрасов и журнальная поэзия «Отечественных записок», в Перми — «Литературная история «Отечественных записок». 1868-1884».

В 1980 году в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде ученый защитил докторскую диссертацию «Литературная история «Отечественных записок» (1868-1884): «Отечественные записки» в общественно-литературном процессе 70-80-х годов».

Тогда же в Волгограде открылся государственный университет, и Виталий Борисович вернулся в родной город. В ВолГУ он возглавлял кафедры русской и зарубежной литературы, литературы и журналистики, потом кафедру журналистики. В Волгограде у него выходят книги «Отечественные записки» и русская литератукра 70-х-80-х годов», «Ф.М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-х-80-х годов», «Скабичевский — литературный критик», «Больше века назад. Избранные статьи о русской литературе XIX века», «Время рассудит». Он пишет роман-воспоминание о Глебе Успенском «Житие святого Глеба». Эпоха бескомпромиссных журнальных боев, столкновение на историческое будущее России, образы главных героев этой идейной борьбы наполняют основные работы ученого этого периода.

В 1992 году Смирнову предлагают возглавить волгоградскую «Новую газету», пришедшую в упадок. У издания сменился учредитель, им стал областной совет, и Виталий Борисович согласился. Для университетского профессора и заведующего кафедрой шаг в практическую журналистику был если не гусарством, то, во всяком случае, нетипичным поступком. Но борьба идей на страницах печати была основной темой его научного творчества, и сам он постоянно печатался в толстых журналах. Первое, что он сделал в «Новой газете», — предложил коллективу подать творческие заявки на нереализованные темы. Сразу же привлек к сотрудничеству Бориса Екимова и других волгоградских писателей. На дворе было начало 90-х — время обновления России, и «Новая газета» при Смирнове внесла свою лепту в этот процесс.

А вот у волгоградских писателей своего издания все еще не было. Идея местного толстого журнала витала в воздухе. У соседей такие журналы были — «Дон» в Ростове-на-Дону, «Волга» в Саратове. Наконец, в 1994 году при губернаторе И. Шабунине вопрос удалось решить, и в Волгограде появился литературно-художественный журнал «Отчий край». Главным редактором стал Виталий Смирнов.

Название журнала не было случайным. Досконально зная, как более чем за сто лет до этого делались «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Смирнов мог в полной мере использовать опыт предшественников. Но историческим следствием того идейного направления, которое исповедовал революционно-демократический журнал, был 1917 год, разрушение культурных ценностей в огромных масштабах и общее понижение культуры в стране. К началу 1990-х годов история России в XX веке уже осмыслялась обществом как трагедия.

Пришла пора собирать камни. Выстраивая концепцию нового журнала, Смирнов опирался на региональный принцип изучения «областных культурных гнезд», выдвинутый Н. Пиксановым в 1928 году. Целью журнала стало собирание культурного наследия Волго-Донского края и его изучение, показ достижений региональной культуры всех видов и жанров. Основное направление журнала было сформулировано Смирновым как духовное возрождение человека через приобщение к подлинной культуре малой родины.

«Отчий край» печатал прозу Бориса Екимова, Виктора Скачкова, Николая Терехова, Анатолия Евтушенко, Татьяны Брыксиной, Евгения Лукина и других волгоградских писателей, местную поэзию от Маргариты Агашиной и Василия Макеева до дебютантов, открытых журналом. В более 50 рубриках раскрывалась история и современная жизнь края. В журнале выступали историки, краеведы, специалисты по литературе и театру, музыковеды и искусствоведы. Так сложился облик «Отчего края», уже в 2002 году ставшего лауреатом Всероссийского фестиваля средств массовой информации «Вся Россия».

Журнал выходит раз в квартал тиражом более тысячи экземпляров с цветными иллюстрациями — красивый, нарядный, каждый раз новый и интересный. Союз писателей России признал его одним из лучших периодических изданий страны. Когда в начале 2010-х администрация области перестала финансировать журнал, надеясь на его самоликвидацию. Культурная общественность во главе с Виталием Смирновым отстояла единственный толстый журнал Волго-Донского края.

В собирание культурного наследия края Виталий Борисович внес и свой личный литературоведческий вклад. В 1996 году вышла его книга «По следам времени. Из истории писательской организации Царицына-Волгограда». Туда вошли очерк истории литературы края, очерки обо всех членах писательской организации, написанные в соавторстве с коллегами по ВолГУ, и две фундаментальные статьи о волгоградском рассказе и волгоградском романе. Это была первопроходческая работа, ставшая энциклопедией литературы края с 1921 по 1995 год.

Когда в 2002 году Виталия Смирнова выдвинули в лауреаты конкурса «Провинциальная муза», на сцене он был самым незаметным, скромно держался на втором плане, позади поющих, танцующих и играющих собратьев. И вот его объявляют Человеком года, сажают в кресло победителя, в его честь на сцене НЭТа начинает бить фонтан… Кресло ему идет. Он задумчиво смотрит в зал, но не делает ни малейшей попытки эффектно подать себя. Ему это органически чуждо. Можно долго перечислять его регалии: доктор филологических наук, академик, лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», шеф-редактор «Отчего края» и многое другое. А он всегда сдержан, ничего напоказ, больше слушает, чем говорит. Настоящий интеллигент-труженик чеховского типа.

Татьяна ДАНИЛОВА

Написать комментарий

Комментарии (0)

Нажимая ссылку Отправить Вы подтверждаете своё согласие с Правилами форума