ЦАРИЦЫН ВРЕМЕН ПЕТРА I ВОССОЗДАЛИ НА СЦЕНЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ТЮЗа

В новом мюзикле «Сказ о царе Петре…» царицане встретили государя осетром, черной икрой и арбузами

В истории волгоградской сцены это единственный спектакль о Царицыне XVIII века, причем целиком созданный местными авторами. Пьесу в стихах сочинили режиссер и руководитель ТЮЗа, заслуженный артист России, лауреат «Царицынской музы» Альберт Авходеев и завлит театра Галина Беспальцева. Музыку написал композитор Сергей Балакин, оформила спектакль художник Людмила Терехова, танцы поставил балетмейстер Денис Постоев.

А сама история, легшая в основу мюзикла «Сказ о царе Петре, красавице Ладе и Ваське Селиванове, царицынском пареньке», — это вольная фантазия на тему книги замечательного волгоградского краеведа Георгия Самойлова «Петр I в Царицыне и на Среднем Дону», написанной им вместе с соавторами В. Супруном и С. Рябовым. Книжка вышла в 1994 году, в 1996-м ее прочитал Альберт Авходеев, и на новый 1997-й год спектакль был показан во Дворце спорта для детской аудитории.

На премьере присутствовал автор книги Георгий Павлович Самойлов, и хотя его, привыкшего к точности архивных документов, удивили смещение некоторых событий во времени и появление вымышленных персонажей, яркий патриотический спектакль о молодых царицынских «птенцах гнезда Петрова» ему понравился.

Петр I был в Царицыне трижды. В 1695 году он построил в Паньшине близ Царицына четыре больших корабля, спустился на них вниз по Дону и взял турецкую крепость Азов. В 1722 году, идя в персидский поход на Каспий, он по пути останавливался в Царицыне и, возвращаясь из похода, снова отдыхал в нашем городе. В походе его сопровождала жена Екатерина. Принимал царскую чету в своем доме царицынский воевода полковник Селиванов.

А в спектакле у Селиванова появляется сын Василий. Авторы подарили ему типичную судьбу активного человека петровской эпохи: смелого мальчугана заметил царь и отправил учиться морскому делу в Голландию. Став морским офицером, Василий Селиванов отправился в путь на родину, но его корабль потерпел крушение у каких-то восточных берегов — может быть, турецких, а может, и крымских. Спасшийся моряк попал в плен к пиратам, где уже томилась и русская девушка Лада. В плену Василию снятся родной город, отец с матерью и царь Петр, который когда-то поверил в него. И предприимчивый царицынский паренек смог вырваться из плена: он завоевывает доверие атамана пиратов и вместе с Ладой отплывает в Россию — служить царю и отечеству.

В конце спектакля Петр (Игорь Гришалевич) появляется снова и объявляет свой знаменитый указ о Новом годе: отныне праздновать Новый год не в сентябре, а по-новому, с 1 января. Ликуют царицане на сцене и в зрительном зале — ура Петру Алексеевичу!

Музыку к спектаклю 1996 года писал композитор Владимир Королевский, который впоследствии переехал в Саратов. Его музыка была ориентирована на песню, и главным хитом стал дуэт Лады и Василия «Ты, морская волна, ты, морская ладья» в исполнении Елены Бабкиной и Андрея Селиверстова.

А в нынешнем варианте музыка стала прежде всего танцевальной. Это соответствует сегодняшнему стремлению Альберта Авходеева выстраивать образ через коллективное сценическое движение. Открывает спектакль великолепная пантомимическая сцена, которая без слов рассказывает о повседневной жизни старинного Царицына: спешат по своим неотложным делам царицане, старые и малые, мужчины и женщины, купцы и стрельцы, снуют во всех направлениях.

Сразу видно — они активны, предприимчивы, лентяев и лежебок среди них нет. Все одеты просто, в белую льняную или холщовую одежду. Даже воевода Селиванов (Василий Каменецкий) одет, как все, и отличается от других разве что степенностью и умением организовать встречу государя и подношение ему даров волжской природы.

Сынка его Васю в детстве играет юный Артем Приходько, а взрослого Василия — дебютант Станислав Балакин. Его Васька — настоящий волгарь: ловкий, ухватистый и отчаянно смелый. Помимо того, что он является племянником композитора Сергея Балакина, молодой актер еще и служит в театре радистом. В работе над ролью, построенной на движении, ему помогла хореографическая подготовка — в свое время он танцевал в ансамбле.

А вот непокорную Ладу, которая отстояла себя в борьбе с любвеобильным Джиганхиром (Тимур Абдулфайзов) и его старшей женой Зейнаб (Лариса Набойченко), было не узнать. Выпускница актерского курса Авходеева во ВГИИКе Екатерина Лобода незадолго до этого сыграла еще одну премьеру — роль принцессы в «Бесплодных усилиях любви». В шекспировском спектакле она была утонченной и властной, а в «Сказе о царе Петре…» ее Лада может надеть боксерские перчатки и запросто поколотить пирата вместе с его женой.

Дуэт Джиганхира и Зейнаб режиссер строит на контрасте комического и лирического. Предводитель пиратов зол, капризен и смешон. Но ласковая и душевная Зейнаб любит его именно таким. Эта яркая разноцветная восточная пара ни в чем не уступает сильной и верной далекой родине русской паре.
Образ русского флота, найденный Авходеевым еще в 1996 году. волнует и сегодня — это подвесная лодка-качели, вернее даже, простой помост, качающийся на цепях. Но когда трепещут на ветру паруса и лодка взлетает над сценой, возникает ощущение бушующего моря, огромных волн и реальной опасности. Это простое чудо театра вызывает ликование в зале, где добрая половина — серьезные взрослые люди, сто лет не игравшие в «морской бой».
В 1996 году ни областные, ни городские власти не обратили никакого внимания на первый мюзикл из истории дореволюционного Царицына. Но сейчас, пятнадцать лет спустя, спектакль с участием Петра Великого будет трудно не заметить. В 2012 году исполнится 330 лет с начала его царствования (27 апреля), 340 лет со дня его рождения (30 мая) и 290 лет со дня его последнего визита в наш город и встречи с царицынским воеводой Селивановым (26 июня).

Все первое полугодие 2012 года пройдет под знаком Петра, и спектакль ТЮЗа «Сказ о царе Петре…» станет театральным приношением нашего города памяти великого государя.

Татьяна ДАНИЛОВА.

Написать комментарий

Комментарии (0)

Нажимая ссылку Отправить Вы подтверждаете своё согласие с Правилами форума