Рейтинг депутатов

Баннер под меню справа

Общественная дума

Времена не выбирают, в них живут и умирают...
25 января 2013 - OBLVESTI.RU

Времена не выбирают, в них живут и умирают...

От редакции: публикация Татьяны Кузьминой не для легкого интернет-чтения, но не опубликовать не можем — написано на редкость талантливо и мудро.

Предисловие к театральной премьере

Когда атмосфера современной жизни становится особенно удушливой, возникает острая тоска по консервативным ценностям. Поиск нравственной опоры — вопрос сохранения душевного здоровья.

Размытые этические критерии, извращение фундаментальных понятий добра и зла, захлестнувшая все слои общества «пандемия оборотничества» вызывают у нормальных рядовых граждан отчаяние и страх перед будущим. Если уже сегодня «слуги народа» из высших эшелонов власти оказались ворюгами, в невиданных масштабах расхищающими страну, стражи порядка — бандитами с большой дороги, а во всей России вообще, оказывается, не нашлось такого региона, где бы чиновники всех мастей не предавали интересы народа, опять же не хапали, то чего же хорошего нам следует ожидать завтра?

Рядовой россиянин данной ситуацией не управляет. Ему трудно понять, почему вдруг те, кому были доверены обороноспособность и порядок в стране, начали грабить и гробить родину. Чтобы не повредиться умом, он пытается освежить в памяти нравственные ориентиры, которые когда-то были общими для всех — и для него, и для «тех». Ведь все же родились и выросли в одной и той же стране, воспитывались по единым идейно-патриотическим «лекалам». Конечно же, и прежнее общество было несовершенным, но тогда всё же воровство, хапужничество не считалось доблестью, хвастаться наворованным богатством было никак невозможно, да и бандиты типа «бригадирской» стаи в национальных героях не числились. Зато идеи чести и честности, бескорыстной любви и дружбы, великодушия и достоинства, гражданского долга и патриотизма продвигались в общество на общегосударственном уровне. Абсолютно вся культура развивала и транслировала эти идеи…

Оказалось — всё псу под хвост. Самые способные, самые успешные и пробивные вскарабкались на высоты власти и… тут же позабыли понятия долга, чести и бескорыстного служения Родине.

Но мгновенные превращения возможны только в волшебной сказке. А в реальной жизни любому поведенческому повороту предшествует ВЫБОР. Нет такого человека, которому в какой-то точке его бытия не пришлось решать, за что он готов заплатить, чем и ради чего. И готов ли он принять последствия своего выбора.

Тема, как сказал бы философ, жгуче экзистенциальная. Представляю, как мучительно искали коллектив Молодежного театра во главе с худруком Владимиром Бондаренко достойный, сильный драматургический материал, чтобы создать спектакль… нет, не о коррупции, и не о моральных вырожденцах, и даже не о любви к Родине, и вообще не о сегодняшнем дне…

О внутреннем выборе личности, толкающем её на необратимый поступок. О поступке, определяющем и пожизненную, и посмертную её репутацию. А ведь на самом деле ничего актуальнее быть не может. Да никогда и не было, по правде говоря! Исторические реалии могут меняться, но суть-то остаётся неизменной: человек стоит перед светом и тьмой, и в какое-то мгновение ему приходится выбрать, на чьей он стороне. Что выберет, тем он сам и станет.

Как оно часто бывает, искомое сокровище было погребено под грудой старых добрых пьес, имевших большую сценическую историю в советскую эпоху, а ныне прочно забытое. «Прежде чем пропоёт петух» словацкого драматурга Ивана Буковчана в прошлом веке ставилась во многих театрах СССР. В 1978 году она была поставлена и в Волгоградском ТЮЗе (режиссер засл. арт. Виктор Тарасов). Последняя её постановка датируется 1984 годом в Новосибирском драмтеатре. Эту пьесу очень любили! Режиссеры — за качественный, ненадуманный психологизм, за накал страстей, за «горячую» проблематику, за подлинную художественность образов, да и просто за то, что в этой пьесе целых 11 действующих лиц (фактор тоже немаловажный). Зрителей околдовывал экстремальный сюжет и, вероятно, заложенный в пьесе глубоко личностный посыл автора человечеству и каждому человеку в отдельности — там ведь речь о пресловутом ВЫБОРЕ, притаившемся за ближайшим углом с острой секирой на пути любого странника земли.

Режиссер-постановщик спектакля по пьесе «Прежде чем пропоет петух» Владимир Бондаренко именно в этой старой добротной драматургии увидел возможность для искреннего и откровенного художественного высказывания. Время и место действия (1944 год, оккупированная территория, группа заложников, жизнь или смерть заложников зависит от одного человека) он склонен воспринимать в качестве обобщенной модели одного из мгновений трагического бытия человеческого, когда никакая могущественная внешняя сила, а только лишь частный нравственный выбор решает все. Экзистенциальная жуть этой старой пьесы в том, что нет в ней, грубо говоря, никакого урока. Вот вы, читатель, что бы вы предпочли: стать предателем, но живым и вполне благополучным, или честным, но мёртвым?

«Не знаю», — это будет самый искренний ответ из всех возможных. В блокадном Ленинграде, к примеру, кто-то варил и съедал, чтобы выжить, любимого кота. А кто-то не мог. И выбирал смерть. Никто не ведает, на что он способен или неспособен до тех пор, пока на кон не поставлена его собственная жизнь. Истинная цена человека познается только в конкретных обстоятельствах. Исследовать глубину, высоту и низость человеческой души дано только искусству.

Молодежный театр собирается играть спектакль о людях обреченных, оказавшихся в ловушке гадкого, жестокого Времени. Но держит в уме нас, современников. И тех, кто остался верным, несмотря ни на что, великим идеалам ПРЕДАННОЙ державы, и тех, кто ныне предает новую державу (несмотря ни на что). Ну почему, почему NN предпочёл умереть, но не съел любимого кота? Ну объясните кто-нибудь, почему его сосед SS рыдал, но кота все-таки съел?..

«Никаких громыхающих сапог и страшных подвалов в спектакле не будет, — говорит Владимир Бондаренко. — Мы ставим образцовую психологическую драму прежде всего. Конечно же, мы посвящаем наш спектакль 70-летию Великой Победы под Сталинградом. Но наше посвящение — не по внешней форме, а по сокровенной сути. Мы хотим понять душевные истоки мужества и малодушия. В нашем спектакле нет плохих и хороших, есть обыватели, простые люди, брошенные судьбой в бесчеловечные обстоятельства.

«Прежде чем пропоёт петух» — единственная, пожалуй, пьеса, сопоставимая со знаменитой повестью Василя Быкова «Сотников», более известная массовому зрителю по гениальному фильму Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976). Кто читал или видел, тому не надо объяснять, до какой крайней, запредельной степени выражена в этой вещи мысль о ВЫБОРЕ как высочайшей и трагичнейшей обязанности Человека. Тогда, в 1976-м, наряду с песнями Высоцкого эта повесть, этот фильм мощно влияли и определяли общественное сознание россиян. «Нам была подарена правда истинного бытия и правда самоощущения, — вспоминают сейчас свидетели того времени, — Мы понимали, как должно жить… по-человечески, то есть по совести».
В те времена искусство весьма часто помогало россиянам жить и выживать.

Волгоград, слава богу, не нынешняя столица и, увы, не вся Россия. И обновленный волгоградский Молодежный театр только-только становится на ноги. Велико его стремление стать необходимым родному городу и горожанам, заслужить право участия в их духовной жизни. Как знать, возможно, 30 января премьера спектакля «Прежде чем пропоёт петух» кого-то укрепит в своих размышлениях, кому-то даст толчок к внутреннему самоопределению, кого-то подтолкнет к СВОЕМУ выбору.

Татьяна КУЗЬМИНА
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите CTRL + ENTER
Загрузка...
Анна # 28 января 2013 в 11:18
Великолепно. Татьяна, вы помогаете жить и выбирать. Спасибо!
Александр # 26 января 2013 в 22:15
Небольшое уточнение к хорошей предпремьерной статье Т.Кузьминой:
в Волгоградском ТЮЗе спектакль по этой замечательной пьесе был поставлен не в 1978 году, а на четыре года раньше: в 1974 году. Говорят, был очень хороший спектакль. Жаль, что с середины 75-го года он уже не шёл...
А коллективу Молодёжного театра и его руководителю В.В.Бондаренко искренне желаю зрительского успеха на премьере и дальше, дальше, дальше!..
читатель # 26 января 2013 в 21:59
Сильно написано. Тронуло. Спасибо автору!
Гостю # 26 января 2013 в 09:57
Бондаренко любить не обязательно. Нужно просто кого-нибудь любить, познать это чувство. Тогда и отношение к окружающему миру станет совершенно другим. Желаю полюбить кого-нибудь.
гость # 26 января 2013 в 09:18
А я не люблю Бондаренко.
Совдеповсий подход, изъезженная тема. Какая связь с концепцией молодежного! театра?
Варнав # 25 января 2013 в 23:07
Что тут скаэать? масштабно,значительно,талантливо,но главное,что бы спектакль соответствовал написанному
,а не являлся темой к написанному.
Царицанин # 25 января 2013 в 19:54
С Днем Ангела, восхитительная и неповторимая Татьяна Кузьмина. Вот это статья Мастера о Мастере! Великолепно! Масштабно! Публицистично! Спасибо от всей души!!!
Кстати # 25 января 2013 в 16:02
Прошу поздравить автора статьи с Татьяниным днем ! Всего,всего самого наилучшего. Танюша-молодец, так держать!
Ника # 25 января 2013 в 15:56
Спасибо за статью, Татьяна. А то и правда, уже из страны хочется выехать куда-нибудь , к черту на кулички. Исскуство действительно должно проводить нам всем "евроремонт" мозгов, чтобы останавливать весь этот беспредел.

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как вы считаете, почему участие Волгограда в ЧМ-18 ставится под сомнение?

 
 
 

Царицын.рф

 
Сегодня, 29 июля
 

 

 


Новости дня

Виджет новостей oblvesti.ru на яндекс.новости
 

 

Headhunter