Дом детства и его окрестности

Представляем номинанта «Царицынской музы-2012».

Сельский пейзаж с непременным домом и палисадником стал визитной карточкой волгоградского художника Петра ЗВЕРХОВСКОГО. Знаменитые «домики» Зверховского, тихие, уютные, соразмерные человеку и сокровенному миру его души, украшают многие частные коллекции не только в России, но и в Германии, Голландии, США, Италии, Англии, Франции, Канаде. Эти домики художник находит и пишет всюду, куда приводят его дороги живописца, — на окраине Парижа и в Сергиевом Посаде, в горах и на берегу моря. А в этом году их можно было увидеть на выставке волгоградского коллекционера Владимира Петрова.

Петр Зверховский родом с Западной Украины, из села Изабеловка под Винницей. Родился 70 лет назад, в 1942 году, во время оккупации. Мать погибла, мальчика растила бабушка, а потом и отец, вернувшийся с фронта. Лесистые предгорья Карпат, хаты, сады, поля, ветряные мельницы — весь этот мир детства так глубоко запал в душу художника, что лирика этого мира пропитала все его творчество.

И еще один слой детских впечатлений глубоко повлиял на будущего художника. Он вспоминает, что в его доме, как и во многих других сельских домах, висели картины художников-самоучек на темы деревенской жизни. Там на холмистых улицах стояли уютные хатки, через ручей пролегали мостики, на взгорьях высились ветряки. Там женщины ходили за водой, пасли гусей, и все было почти таким же, как окружающая жизнь, но только овеяно какой-то простодушной поэзией. Домашняя утварь, которой пользовались тогда, тоже была красивой и пластически интересной — и старая керамическая посуда, и предметы, расписанные узорами, и вышитые рушники. Бытовая среда была заполнена произведениями народного творчества.

Потом Петр Зверховский много учился — сначала на художественно-графическом факультете пединститута в Краснодаре, затем на живописном отделении Киевского художественного института, после чего окончил еще и монументальное отделение Мухинского института в Ленинграде. Приехав по распределению в Волгоград, выполнил множество монументальных работ. Его мозаики до сих пор можно увидеть на стенах метизного завода, выходящих на проспект Ленина, в столовой технического университета, в детских садах и ПТУ Волгограда, в городах и поселках области.

Но все свободное время безраздельно принадлежало живописи. Излюбленными жанрами стали пейзаж и натюрморт, хотя пишет Зверховский и портреты, и тематические картины — например, диптих 70-х годов «Декрет о земле» и «Декрет о мире». Душа больше всего лежала к тем самым «домикам», скромным, терпеливым и несгибаемым хранителям жизни.

Живописные вкусы Зверховского сформировались под влиянием не только наивного народного искусства, но и французских постимпрессионистов, даже точнее — постсезаннистов. Своей школой живописи он считает и самого Сезанна, и его последователей — Ван Гога, Пикассо, Матисса, Дерена, Брака. Синтез этих двух направлений определил особый стиль Зверховского, когда натура передается не в формах простого жизнеподобия, а через ее поэтический образ, когда пишется не столько сама натура, сколько впечатление от нее. Это чистая лирика на холсте.

Художник принимал участие в десятках выставок в Европе, Америке и России, выезжал как представитель волгоградского искусства в города-побратимы Кливленд (США) и Ганновер (Германия). Его работы постоянно выставляются в Москве в галерее нашей землячки Любови Яхонтовой «Арт-Ра». Но, как признается Петр Ефимович, он никогда особо не следил за этим процессом, вообще не любит тусоваться, показываться на публике. Удовольствие он находит только в самой работе, и эта жажда в нем не иссякает.

Татьяна ДАНИЛОВА.

Фото Владимира ЮДИНА.

Написать комментарий

Комментарии (0)

Нажимая ссылку Отправить Вы подтверждаете своё согласие с Правилами форума